Куда пойти, куда податься – вопрос номер один у выбирающего виды учебных заведений абитуриента (Академия, Институт или Университет). В чем различия между благородными наименованиями – институтами, университетами, академиями – попробуем разобраться.
Что такое Университет?
Университет – это грандиозная организация, которая очень разветвлена. Университет – это стратегическая структура, тактическими направлениями в которой занимаются разные подразделения: институты и факультеты. Это некий винегрет составляющих, без которых университет будет лишь грандиозным зданием, по которому можно будет водить экскурсии и фотографироваться на его фоне. Институты и факультеты как раз и занимаются работой, которую университет обобщает под своей эгидой: обучение по специальностям, развитие отраслей науки и прикладной деятельности, разработка исследований и прочее.
Многие вчерашние факультеты гордо переименовались в институты, и пафос звучания может вводить в заблуждение. Различия названия иногда формальность.
Составляющими структуры университета, кроме институтов и факультетов, являются также департаменты и колледжи. Они, в свою очередь, распадаются на кафедры, лаборатории, научно-исследовательские центры, и прочие отделы. Кафедры являются основными учебными и научно-исследовательскими подразделениями, которые и выполняют всю основную работу.
Нужна помощь?
Итак, основное предназначение университета – обучение и развитие науки. Обучение происходит по основным фундаментальным и прикладным наукам, развитие науки проявляется в научно-исследовательской работе. Обобщенно говоря, университет – это учебно-научно-практический (прикладной) комплекс, объединяющий под своей крышей и ученых, и учащихся. Но стоит обращать внимание на игру слов: иногда университет – просто часть наименования. К примеру, существует Университет третьего возраста, обучающий зрелых и пожилых людей. Признаки университета в его структуре хотя и прослеживаются, но очень формально. Главное не перепутать, подавая туда документы.
Учитесь в Университете? Хотите купить курсовую работу — вы неправильном сайте. 100% гарантия качества и уникальности текста.
Упрощенно иерархия выглядит так: совокупность кафедр = институты, а совокупность институтов = университеты. Все конкретные задачи решаются именно на уровне кафедр
Институт
Институт – это не только лакомый кусочек пирога университета: он может существовать как самостоятельный элемент. Еще около 20 лет назад именно институты были основным видом высшего учебного заведения нашей страны. Университеты всегда воспринимались как нечто академичное, готовящее к выходу «в свет» некую интеллектуальную элиту. Даже сегодня многие воспринимают университет через призму этого шаблона, стремясь к «высоким умам». Со временем институты объединялись и укрупнялись, формируя университеты. Пример – Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» (КПИ). Университетом отечественный Политех стал, только разросшись и укрупнившись, а слово «институт» из определяющего плавно перетекло в часть устоявшегося названия.
Что еще входит в круг обязанностей университета? Это ответ на основные запросы общественности:
- подготовка студентов по конкретным отраслям (специальностям, специализациям);
- повышение квалификации уже сложившихся специалистов (сюда входит и переподготовка, и получения второго высшего образования);
- руководство научной и исследовательской работой кафедр, которые он в себе объединяет.
В начале прошлого века существовали институты как организации закрытого типа, которые обучали не наукам, а «образу жизни»: знаменитый пример – Институты благородных девиц. Это женские учреждения, основным ориентиром которых было сформировать из девочек (начиная с 9-10-летнего возраста) благородных дам со всем комплексом нужных умений: танцевальные и вокальные навыки, правила хорошего тона, приготовление пищи и пр. Вот где была истинная образовательная польза.
Таким образом, институтом может быть как учебное, так и исследовательское учреждение. А может быть употребление слова как части наименования: например, Институт Горшенина (аналитико-исследовательский центр) или Институт Гете (образовательный центр по изучению немецкого языка).
Институты не всегда несут миссию обучения. Научно-исследовательские институты (так называемые НИИ), к примеру, не занимаются образовательной работой
Академия
Увы, обучившись в академии, академиком вы так сразу не станете. Но шанс все же есть, так как академия – ведущий научно-образовательный и методический центр, по окончанию которого дипломы о высшем образовании также раздают. При жизни Пифагора академией называлась первая по тем временам открытая философская школа. Сегодня же – это высшее учебное заведение третьего, а то и четвертого уровня аккредитации. Солидно!
Академии – это не только Академии наук, но и весьма популярные образовательные учреждения. Они отличаются тем, что более узкоспециализированы, у них часто один ключевой профиль научной и научно-педагогической работы Академии могут быть структурными подразделениями университетов. Пример – Национальный университет «Киево-Могилянская академия». Слово «академия» в названии учебного заведения здесь осталось скорее на память, но можно проследить, откуда выросли ноги у этого старейшего учебного заведения нашей страны.
Академии хороши тем, что довольно четко специализируются, и даже из их наименования становится понятно, чем именно они заняты. Например, Международная академия государственного управления при Президенте Украины, или Киевская академия парикмахерского искусства. Иногда университет может входить в состав академии, например Университет менеджмента образования при Национальной Академии педагогических наук Украины.
Итак, вот такие лихо закрученные схемы нас подстерегают. Конечно, выбирая, где учиться, следует в первую очередь ориентироваться на качество обучения в вузе, на уровень аккредитации (кстати, уже отмененная градация, но все еще употребляется), на направления подготовки и доступные специализации. Но об этом поговорим в следующий раз.