Студенты, еще не оценившие значимость методичек – или новички-первокурсники, или счастливчики, у которых абсолютно безразличный состав педагогов. Второе маловероятно, а первое быстро проходимо. Поэтому каждый уважающий себя студент (честнее – желающий без проблем окончить университет) как только грядет курсовая или диплом, идет за методичками. И это правильное решение.
Что означает слово «методичка»?
Есть несколько видов учебно-методических изданий:
- методические рекомендации – дают конкретные советы по подготовке и оформлению учебного задания, решению проблем и научных вопросов;
- методические пособия – содержат обширный систематизированный материал с конкретными рекомендациями и примерами, а также включают описание теоретических вопросов (чего нет в первом варианте);
- методические разработки – детально описанный механизм проведения какого-либо задания, ход действий, сценарий, схема, график.
Эти три понятия охватываются общим словом «методичка». Рядовому студенту, пишущему курсовую, можно ограничиться только рекомендациями. Да и вряд ли на кафедре будут заморачиваться с чем-то более серьезным. А вот дипломники, особенно магистры ориентируются уже на масштабные пособия, а если в исследовании есть практическая глава или проводится эксперимент, то методические разработки придутся как нельзя кстати.
Методичка – это инструкция к действию. Следуя ее алгоритму риски ошибок минимальные. В конце концов, студент всегда может отразить «нападки» преподавателя тем, что строго следовал рекомендациям кафедры
На что обратить внимание в методичке?
Нужна помощь?
Иногда открываешь файл с рекомендациями, и сразу отпадает желание писать работу. Кажется, что можно устать, только читая правила, не говоря же обо всем остальном. Но, как гласит народная мудрость, волк не так страшен, как его обрисовывают. В методичках главное – уметь выделить это самое «главное».
Нас с вами интересует основная часть. Это такой раздел в середине, в котором содержатся важные пункты и рекомендации. В нем описывается:
- что именно и в какой последовательности нужно делать – этапы написания курсовой или диплома;
- как решить те или иные организационные и сопутствующие вопросы – советы по оформлению, цитированию, структурированию;
- какие моменты будут самыми трудными и на что обратить особое внимание – акценты работы.
То есть в основном разделе методички есть все, что нужно знать и выполнить студенту по содержанию и форме.
Следующий пункт, на который стоит обратить внимание – список предлагаемой литературы. Это настоящий кладезь. Студент экономит время на поиск подходящих источников и проверку их достоверности. Буквально можно брать и пользоваться. Однако неправильно ограничиваться только этим списком – пункты от себя тоже должны быть добавлены. Еще один значимый аспект – вводная и заключительная часть. Из них можно заимствовать формулировки и основные мысли по актуальности, значимости, выводам, практическим советам, остроте темы.
В методических рекомендациях и пособиях четко прописываются требования к оформлению и форматированию, вплоть до отступа абзацев и размера шрифта. Здесь же на титульном листе можно взять образец оформления исходных данных о ВУЗе и кафедре.
Методичку можно взять на кафедре или скачать электронную версию на официальном сайте ВУЗа. При этом важно уточнить, актуальный ли вариант или данные уже устарели
В чем разница между методичками к курсовым и дипломным работам?
Схематично пособия и рекомендации к любым видам студенческих работ выполняют схожие функции – проинформировать и подсказать, как нужно и правильно. Однако у методичек к выпускным квалификационным работам, особенно магистерским дипломам, функций гораздо больше:
- сформировать представление об этапах и особенностях организации дипломного проектирования;
- предложить варианты тем, указать направления индивидуальных исследований;
- детально описать содержание дипломной работы;
- обозначить требования к оформлению, в том числе графическому сопровождению материала.
В отличие от методичек к курсовым, у аналогичных пособий к дипломам есть раздел, посвященный вопросам защиты. И там, и там определенная часть отведена под приложения, но детальнее вопрос описан в пособиях для дипломников. Таким образом, у всех методичек схожая суть. Но отличаются они количеством функций, объемом и детальностью материала. Чем значимей студенческая работа, тем увесистей будет методичка.
Как быть, если рекомендации в методичке противоречат ДСТУ и другим стандартам? Напрямую спросить на кафедре или у преподавателя, как поступить. Если такой возможности нет, общегосударственные образовательные стандарты по значимости выше локальных решений ВУЗа
Можно ли игнорировать методички?
Перефразируя известное выражение, смело можно сказать: если методички подготовлены, значит это кому-то да нужно. Например, методистам и сотрудникам кафедры, отрабатывающим свои функции. Или рьяным преподавателям, усердно стремящимся поделиться бесценным опытом с последователями.
В любом случае игнорировать методичку – себе дороже. Особенно если на необходимость ее соблюдения было указано прямо в лоб. Другой вопрос, что от корки до корки это делать не обязательно. Главное – общие положения. И оформление, конечно же. Все равно форматировать, так почему не следовать указаниям пособия? Внимательность и ответственность особенно учитываются на защите дипломов. Преподаватели ценят, что их мнением интересуются, а советы учитывают. Азы психологии, бро)
Помните – переделывать сложнее, чем писать с нуля. А если нет времени и желания заморачиваться, обращайтесь в компанию «Наука Сервис». Именно так поступают многие успешные и целеустремленные студенты, которые хотят получить безупречный результат и на меньшее не согласны. Мы пишем студенческие работы «под ключ» и сопровождаем до самой защиты.