Билл Гейтс как-то сказал, что любой, даже самый гениальный бизнес-план может стать верхом совершенства сегодня, но ужасающе устареть уже завтра. Означает ли это, что документ не нужно составлять? Конечно, нет. Но главный секрет написания бизнес-плана сводится к его мобильности, то есть возможности в любой момент дополнить, убрать, изменить или заменить пункты. О других важных аспектах поговорим далее.
Оформление титульной страницы
Титульный лист – первый структурный элемент бизнес-плана. Так сказать, его face. Что должно быть? Информация о названии проекта, фирме или компании, для которой этот проект составляется. Указываются исходные данные собственника фирмы и составителя плана, указывается контактная информация и место расположения объекта.
Составление резюме
Резюме служит краткой выжимкой всего бизнес-плана и в сжатой форме содержит всю информацию о практических шагах и сделанных выводах. Именно по этому блоку у всех читающих формируется первое впечатление и делается заключение о жизнеспособности и перспективности проекта.
Нужна помощь?
Формулировка целей и задач
Эта часть плана посвящается постановке, что именно будет достигнуто. Например, какие продукты или услуги будут произведены, как будет выглядеть определенная деятельность. С помощью целей и задач у составителя появляется возможность подвести доказательственную базу под преимущества, которые смогут получить потребители.
Анализ отрасли
В бизнес-плане объективно оценивается текущая ситуация в отрасли, в которой планируется развернуть коммерческую деятельность. Приводятся данные, в каком состоянии находится рынок, каков статус и масштабность конкурентов, как проявляется конъюнктура. Наряду с внутренними описываются внешние факторы, как кризис, международные связи, законодательная политика.
Оценка возможностей фирмы в конкретной отрасли
Этот пункт показывает, насколько жизнеспособен план и что может продемонстрировать новый субъект хозяйствования на уже сформированном рынке. В чем перспективность, преимущества и особенности. Почему именно эта фирма вытеснит конкурентов и займет свою нишу.
Информация о том, что будет продаваться
Бизнес-план должен содержат четкое и конкретное описание товаров и услуг, которые будут реализовываться. Нужны названия, основные и второстепенные характеристики, конкурентные преимущества, наличие лицензий.
Описание маркетингового плана
Существенную роль играет описание стратегии продвижения. Недостаточно просто производить отличную продукцию, важно донести это потребителям и убедить приобрести. В этом аспекте изучается портрет потенциального потребителя, и разрабатываются шаги, как убедить покупателя в выгоде и преимуществах.
Создание плана производства, организационного и финансового плана
Эти три составляющие позволяют полноценно раскрыть картину происходящего. Сначала описывается, как будет работать производство, с помощью каких мощностей, с какими потенциальными возможностями. После этого приводится детальное описание, каким образом будет функционировать производственный процесс, как налаживается работа, подбираются кадры. И наконец, третий, финансовый блок, связан с расчетами и конкретными цифрами – сколько денег и куда.
Анализ возможных рисков
Предпринимательство всегда связано с рисками. Однако вероятность убытков напрямую связана с умением спрогнозировать и предусмотреть возможные «подводные камни». Бизнес-план должен быть честным и реалистичным. Только так прорабатываются разные сценарии и предпринимаются меры «на шаг вперед».
Нужен перспективный и грамотный бизнес-план? Обращайтесь в компанию «Наука Сервис».