Как адаптировать школьника к дистанционному образованию?

Учитывая эпидемиологическую ситуацию и опыт карантина в прошлом году, многие школы, да и родители готовятся к дистанционному обучению. Прошлый карантин был внезапным и не очень спланированным, поэтому имел очень много недостатков в системе дистанционного обучения. Но сейчас есть время, чтобы проанализировать ошибки и подготовиться к новому вызову в системе образования. И первый вопрос, который сейчас интересует многих родителей, как же подготовить ребенка к дистанционной форме обучения.

 

Что такое дистанционное обучение и какие трудности с ним связаны?

 

Дистанционная форма обучения предполагает, что ребенок в условиях пребывания дома должен осваивать школьную программу. И дальше по поводу осуществления такого формата обучения начинаются вопросы и вариации. На самом деле, дистанционное образование может иметь несколько форматов.

  • — Оно может предполагать (один из самых худших вариантов) самостоятельного выполнения заданий детьми с помощью учебников, иногда даже без контроля за качеством и систематичностью выполнения заданий учениками.
  • — Просматривание учебных видеоматериалов, прописывание педагогами алгоритма выполнения заданий, контроль за их качеством в режиме онлайн (например, контрольная работа в тестовом режиме).
  • — Проведение онлайн-уроков для учеников в формате живого времени с возможностью объяснить школьный материал и сделать опрос учащихся.

 

Нужна помощь?

Заполните форму ниже и наш менеджер свяжется с вами в течение 30 минут

    Для дистанционного обучения очень важно построить четкую и структурированную систему общения с учителем, выполнения и проверки домашних заданий. Такая система позволит родителям меньше тревожиться о том, чтобы ребенок чего-то не забыл или не перепутал, а учителям контролировать систематичность выполнения домашних заданий. В таком случае очень помогают компьютерные программы, специально разработанные для таких учебных целей. Среди наиболее популярных – Google Classroom и School Today (вторая платформа платная)

    В таких программах предусмотрено четкое расписание, своевременное извещение детей и родителей о новых заданиях и сроках их выполнения. Также, учебные платформы позволяют постоянно коммуницировать с учителем, видеть оценки за выполненные работы и проходить контрольное оценивание онлайн.

     

    Стоит ли родителям включаться в процесс дистанционного обучения?

     

    Безусловно, родители являются участниками учебного процесса, как, впрочем, и при обучении их детей в школе. При дистанционном обучении мама или папа могут помочь ребенку в организационных моментах, выполнении домашних заданий, коммуникации с учителем, но ни в коем случае не должны заменять учителя. Чем старше ребенок, тем больше функций в обучении он может выполнять самостоятельно без помощи и контроля родителей.

     

    Эффективность дистанционного обучения

     

    Дистанционная форма учебы зависит от множества факторов, среди которых самими важными являются следующие:

    • Индивидуальные особенности и возраст ребенка.
    • Наличие материальных возможностей к осуществлению дистанционного обучения дома.
    • Подход школы к организации учебы на расстоянии.
    • Заинтересованность и готовность педагогов (учителей) находить способы обучения детей в новом формате.

    Теперь разберем эти факторы более детально. Как видим, не всегда успешность дистанционного обучения зависит только от ребенка и его родителей. Существуют множество факторов, на которые нельзя повлиять, но к которым можно максимально комфортно приспособиться.

    Каждый из родителей понимает особенности своего ребенка и то, насколько его или ее нужно контролировать. Так, некоторые дети могут довольно самостоятельно и спокойно проводить полдня, выполняя учебные задания, другие же находят кучу способов, как прогулять онлайн-уроки вместо домашнего задания поиграть в игры или «позависать» с друзьями в социальных сетях. Многие дети склонны к прокрастинации и откладывают текущие школьные задания до последнего момента.

    Прокрастинация – это откладывание выполнения дел на неопределенное время. Обычно откладываются неприятные дела и задачи, которые требуют очень многих усилий. Мозг придумывает другие заботы, вытесняет из поля сознания задания, которые связаны с неприятными ощущениями. Впоследствии такие дела или совсем не выполняются или выполняются в последний момент

    Возраст также играет важную роль в способности учиться в дистанционном формате. Для детей младшей школы важно присутствие родителей во время учебы, поскольку им трудно правильно распоряжаться временем, правильно записывать и выполнять домашние задания, самостоятельно усваивать школьную программу.

    Не все родители могут выделить ребенку отдельную комнату или свое место в квартире, где он бы мог полностью сосредоточиться на учебе. Часто дома находятся младшие братья или сестры, которые хотят обратить на себя внимание, или родители, которые работают удаленно и поэтому занимаю свободную комнату или компьютер (это совершенно логично, если выбирать между финансовым заработком и обучением ребенка).

    Не все школы готовы поддерживать высокое качество обучения даже в дистанционном формате. Некоторые создают или покупают указанные выше учебные платформы, обучают учителей, а другие пускают обучение на самотек. Многое зависит и от самого педагога, который готов проводить видео-уроки, разрабатывать самостоятельные и контрольные для онлайн-формата. Как показывает опыт, молодые учителя более охотно и активно включаются в обеспечение дистанционного образования, тогда как педагоги старшего возраста не готовы заново учиться пользованию компьютерной техникой.

     

    Как же помочь детям адаптироваться к дистанционному обучению?

     

    • Четко запланировать режим дня.

    Режимные моменты очень важны как для детей, так и для взрослых, потому что помогают правильно распоряжаться свободным временем, избегать непродуктивной активности.

    Родителям очень важно помогать своим детям в самоорганизации, поскольку они физиологически еще не готовы делать это самостоятельно. Орбито-фронтальная зона коры головного мозга, которая отвечает у людей за самоконтроль и волевую регуляцию способна полноценно функционировать лишь к юношескому возрасту. Поэтому до этого времени функцию этой зоны мозга у своих детей должны выполнять родители

    • Нарисовать или составить календарь-расписание на каждый день, который находился бы перед глазами.

    Для того, чтобы структурировать свои мысли и поведение на уровне мозга, сначала нужно структурировать все на бумаге. Наличие визуального расписания – это очень хороший помощник в тайм-менеджменте, как для ребенка, так и для родителей. Незаменимым календарь-расписание является для детей с трудностями концентрации внимания и признаками гиперактивности. Еще лучше, если такой календарь будет составляться на неделю и выполнение каждого вида активности будет отмечено (смайликом, галочкой, наклейкой или рисунком).

    • Найти в пространстве квартиры место, которое будет постоянным местом обучения.

     Почему так важно выбрать какое-то пространство для обучения, которое не будет связано с другими действиями. Дело в том, что за теорией НЛП (нейролингвистического программирования) для нашего организма характерно «якорение» — какие-то привычные места ассоциируются с каким-то поведением или эмоциями. Так, например, когда мы заходим на кухню, мозг «узнает» это место и посылает сигналы готовности к приему пищи. Поэтому так хочется что-то погрызть, работая на кухне, или в спальне скорее хочется спать, чем доделать какой-то отчет

    • Убрать с рабочего места все лишние отвлекающие предметы (игрушки, гаджеты).

    Я думаю, что многие взрослые согласятся, что ребенка тяжело завлечь к чтению или выполнению каких-то заданий, если рядом находятся игрушки ли планшет, которые так и манят к себе, чтобы поиграть. Тоже самое происходит, если в поле зрения ребенка во время выполнения домашнего задания или просматривания к уроку находятся игрушки. В такой ситуации его мысли сосредоточены точно не на математике или другом учебном предмете.

    В целом, стоит понимать, что адаптация предполагает приспособление ребенка и его окружающих к новым условиям жизни. Если такое приспособление вызывает плач и истерики у ребенка и его родных, это значит, что адаптация прошла плохо. Главное здесь – это обеспечить всем участникам учебного процесса (ученику, его родителя, братьям, сестрам, бабушкам с дедушками, коту и всем причастным к обучению) максимальный комфорт и эмоциональное благополучия. И уже в спокойной и ненапряженной обстановке организовывать дистанционное обучение будет гораздо проще.

    Рейтинг

    5 / 5. 1

    Нужна помощь?

    Заполните форму ниже и наш менеджер свяжется с вами в течение 30 минут

          Напишите свой отзыв