Подготовка курсовой работы — то, с чем неизбежно сталкивается каждый студент за годы обучения в ВУЗе и при том не один раз. Это довольно сложная задача, ведь она предполагает составление плана работы, подбор литературы по теме исследования, изучение методических рекомендаций кафедры относительно оформления и не только. Однако, как показывает практика, одним из наиболее сложных этапов является определение и описание методологии.
На интуитивном уровне определить, как достичь цели в принципе можно, но вот четко сформулировать методы и все, что можно “выжать” с их помощью на базе найденных источников довольно сложно. Остановимся на понятии методов исследования и наиболее популярных видах.
Что такое методы исследования?
Метод курсовой работы — инструмент, который используется студентом для получения новых знаний, навыков, подтверждения сформулированной теории на практике, расширения теоретической базы работы. Методов существует много, однако далеко не каждое исследование предполагает использование всего существующего арсенала для достижения поставленной в работе цели. Выбор методологии зависит от цели, задач, темы исследования, от того, какой объект выделен в работе и даже специальности по которой выполняется работа.
Нужна помощь?
Какие методы исследования бывают?
Наиболее популярной является классификация методов на: теоретические и научные (их еще называют эмпирическими). Рассмотрим более детально каждую из групп.
Теоретические методы включают в себя следующие пункты:
- абстрагирование. Этот метод является одним из наиболее важных в гуманитарных науках. Его суть заключается в том, что студент изучает интересующее его свойство или качество предмета обособленно от других его свойств и характеристик;
- аналогия. Суть метода заключается в том, что на основе имеющихся знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сформулировать определенные умозаключения и о том, что мы рассматриваем на страницах студенческой работы. Сформулированные выводы не дают 100% гарантии, но в целом метод довольно неплохо себя показывает “в деле”;
- классификация. Суть метода состоит в структуризации полученных знаний, разделении объектов исследования на разные группы по разным критериям;
- обобщение. Метод предполагает объединение объектов или предметов в более крупные группы. При этом обобщение может быть аналитическим или эмпирическим;
- сравнительный анализ (сопоставление нескольких предметов или объектов по выбранным критериям);
- анализ литературы. Данный метод предполагает формулировку выводов относительно того, насколько хорошо изучены те или иные аспекты выбранного явления в учебниках, монографиях, статьях и т.д.
Эмпирические методы используются преимущественно для описания практической части курсовой работы (практическая часть входит в основную часть работы — она должна базироваться на теории и дополнять ее). Среди эмпирических выводов можно выделить:
- эксперимент. Наиболее популярный метод суть которого сводится к наглядной демонстрации того, как работает та или иная методика, как себя проявляет сформулированное в теоретической части свойство и т.д.;
- наблюдение. Наблюдатель смотрит за объектом, фиксирует все его изменения (отслеживает условия изменений), но при этом никак не вмешивается в изучаемый объект. Например, наблюдение за дикими животными в природе не предполагает никакого контакта с ними;
- моделирование. Используется при создании и разработке новых технологий. Это может быть создание уменьшенных моделей автомобиля, отдельных его деталей, создание алгоритмов работы компьютерных программ и т.д.;
- опрос и анкетирование. Методы схожи между собой и предполагают ответ респондентов на сформулированные заранее вопросы. Разница между ними состоит в том, что опрос может также осуществляться в устной форме и т.д.
Классифицировать методы можно и по другим критериям. Иногда их подразделяют на общенаучные и специальные (которые используются в конкретной сфере знаний).
Как правильно сформулировать методы исследования?
Формулировка методов — это по сути то, что больше всего интересует студента на этапе подготовки к написанию работы. Чем больше методов будет известно студенту, тем легче ему будет понять, как решать сформулированные во введении задачи курсовой. При этом совсем не обязательно уметь четко формулировать методы, главное иметь общее представление об их сути и уметь различать опрос от анкетирования, а беседу от интервью.
Как написать методы исследования в курсовой работе?
Курсовая работа не предполагает уделение огромного внимания методологии. Обычно на эту часть работы отводится порядка 3-4 абзацев. Приведем несколько примеров написания методов исследования:
- “Применение диалектического метода позволило выявить место администрирования местных налогов и сборов в деятельности органов публичной администрации (подразделы 1.1, 1.2 и 1.3). С помощью логико-семантического метода углублен понятийно-категориальный аппарат научных исследований администрирования местных налогов и сборов (подразделы 1.1, 2.1, 2.2 и 2.3). Исторический метод обеспечил возможность выделения правовых закономерностей становления и развития феномена местных налогов и сборов в Украине и их администрирования (подразделы 1.1, 1.2 и 3.1)” (тема курсовой связана с правовым регулированием администрирования местных налогов в Украине);
2. “С помощью метода анализа и синтеза выяснена сущность понятий «защита», «субъекты защиты», «право на эффективную защиту», «европейские стандарты» и т.д. Метод системно-структурного анализа применен при определении содержания и структуры права на защиту, права на эффективную защиту, при установлении круга субъектов защиты (п.п. 1.2, 2.1, 2.2). Сравнительно-правовой метод применялся в процессе сравнения норм действующего УПК Украины с нормами УПК Украины 1960, а также с европейскими стандартами обеспечения права на защиту в уголовном производстве (п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2). Логико-нормативный метод и метод моделирования использовались для формулирования предложений по усовершенствованию действующего УПК Украины (разделы 1, 2, 3). Все эти методы использовались во взаимосвязи, что обеспечило достоверность и обоснованность научных результатов” (курсовая по уголовному процессу).
Четкого стандарта по формулировке методов исследования не существует. Здесь допустим авторский подход. Чтобы все было четко и красиво рекомендуется ознакомиться с различными примерами описания методологии в научных статьях и диссертациях ученых.
Ошибки при формулировке методов исследования
Изучение выбранной темы предполагает решение большого количества задач. Не стоит ограничиваться рассмотрением лишь того, что лежит на поверхности. Независимо от того, какой предмет исследования выбран — необходимо “копнуть” как можно глубже, ведь работа должна иметь научную новизну, практическую и теоретическую ценность. Каждая работа уникальна и потому самой большой ошибкой будет копипаст с чужого труда — мало того, что это скорее всего не “подойдет”, так еще и будет нарушением правил академической добропорядочности.
Также не стоит прописывать методы абы как в надежде, что научный руководитель не будет читать эту часть работы. С точки зрения ценности работы выделение методологии действительно неважно, но поверьте, эту часть работы никто не упустит точно. Следует действительно четко продумать план работы в соответствии с тем как будут достигаться поставленные в работе задачи.
Ошибкой будет изложение сути метода на страницах исследования. Понимание сути надо студенту, чтобы правильно применить тот или иной метод. Но расписывать каждый метод в курсовой точно не нужно.
Если вам кажется, что все это слишком сложно и разбираться во всех нюансах нет ни желания, ни времени, то лучшей идеей будет заказать курсовую работу в нашей компании. Мы гарантируем своевременное выполнение проектов любой сложности и самые лучше цены на рынке. У нас Вы можете заказать курсовую по психологии, экономике, философии, педагогике, юриспруденции и не только.
- Сколько методов надо использовать при написании курсовой?
Все индивидуально и зависит от специальности, темы исследования, выделенного объекта и т.д.
- Надо ли раскрывать суть каждого метода на страницах курсовой?
Нет, надо лишь указать при написании какой части работы был использован тот или иной метод.
- Сколько по объему должна занимать методология в курсовой работе?
Это четко нигде не прописано, но обычно на это отводится 3-4 абзаца.